Крымский Госкомрегистр генерирует социальную напряженность - зачем ему это нужно?

Крымский Госкомрегистр генерирует социальную напряженностьПеререгистрация прав на земельные участки и прочую недвижимость – данная проблема не известна людям, занимающим соответствующие посты. Простым смертным везет меньше – чиновников они в очередях на перерегистрацию не видят, зато сами просиживают там часы, дни, недели и, что самое главное, безуспешно. А все почему? «Спасибо» нужно говорить бюрократии и недоработанной системе перерегистрации прав жителей крымского региона на недвижимость.

Все круги ада

Крымчанин, который хочет перерегистрировать свое недвижимое имущество в соответствии с новыми правилами, вынужден крутиться, как белка в колесе – сначала Госкомрегистр, потом частные и государственные БТИ, суды, нотариусы, кадастровые инженеры, их архивы и так, возможно, не по одному разу. Автоматической и бесплатной перерегистрации, которая была обещана гражданам, нет и быть не может – в украинском Крыму использовалась система регистрации вещных прав Украины, которая в последний раз реформировалась в 2012-13 годах и кардинальным образом отличается от российской. В Крыму ее не оставили, что и вызвало целый ряд сложностей и проблем с оформлением документов.

Крымский Госкомрегистр генерирует социальную напряженность

Российская система регистрации не только работает по другим принципам, но и в принципе ориентирована под интересны ведомственной регистрационно-кадастровой мафии. Для примера – чтобы оформить технический план дачного сарая его владельцу нужно будет заплатить примерно 6 тысяч рублей, жилой дом, да еще и хороший, стоит куда дороже. Кому выгодны мучения простых крымчан? Ответ прост – недавно расплодившимся (в огромных количествах) кадастровым организациям и частным БТИ. Мало того, что их услуги являются не бесплатными, так еще и тарифы не подлежат контролю – по факту вам могут назвать любую цифру за услугу, уплатить которую придется, иначе перерегистрация не будет произведена.

На сайте Крымского Госкомрегистра в разделе с часто задаваемыми вопросами речь идет о чем угодно, только не о перерегистрации прав на недвижимость – деле, которое волнует крымчан куда больше, чем всякие мелочи вроде изменений в земельном законодательстве и введении новых требований к оценке земельных участков. Подготовка документов, анализ причин отказа, порядок действий после возврата документов – эти моменты куда важнее абстрактных новостей земельного законодательства, но им внимания уделить нужным не сочли. В особенности странным это кажется с учетом того, что документы сдаются по принципу так называемого «единого окна» - должен быть анализ случаев отказа с примерами, но Госкомрегистр просто отказывает, когда считает нужным, ссылаясь на отсутствие сведений кадастрового учета. Что касается более подробных комментариев по вопросу, то их нет.

Где искать правду?

Но все вышесказанное – это еще мелочи в сравнении с тем, что специалисты Госкомрегистра пока что сами для себя же не уяснили разницы между перерегистрацией прав учтенных ранее объектов регистрации по закону Украины от первичной регистрации/перерегистрации прав на недвижимость российской регистрации. Соответственно, никакой конкретики в ведомственных документах нет и не будет до тех пор, пока чиновники не решат для себя вышеуказанные вопросы. Когда изменения будут внесены и заверены подписями прав заявителей, наконец-то появятся законодательные обязанности госрегистраторов, издевательства над жителями Крыма прекратятся. Вопрос в том, когда это случится.

Крымский Госкомрегистр генерирует социальную напряженность

Электронный сервис – никакой помощник

Все с нетерпением ждали появления электронного сервиса Госкомрегистра – по идее, он должен быть как-то облегчить всю волокиту с документами и внести ясность, дав возможность отслеживать статус подаваемых запросов. Отслеживать действительно можно, только никакой дополнительной информации заявитель не получит – любимые статусы Госкомрегистра «принят в обработку» и «обработка приостановлена» никаких объяснений не предполагают. После получения такого результата владелец недвижимости должен лично идти в Госкомрегистр, стоять в очереди на прием к регистратору, чтобы узнать, почему именно ему отказали в регистрации. Причины отказа при этом могут быть оправданными и не очень – например, регистратор говорит о том, что не хватает каких-то документов (которых по сути-то и не должно быть) или что украинские регистрационные бумаги не соответствуют требованиям российского законодательства (что вполне естественно). Иными словами, владельца недвижимости, которую нужно перерегистрировать, с большой долей вероятности отправят восвояси, вразумительно не объяснив, почему ему отказано в регистрации прав по новым требованиям и что делать дальше.

При этом электронная система все-таки может оказаться полезной – если крымчанин активно пользуется Интернетом, то он быстро узнает о том, что ему отказали в регистрации, а если нет, то никакого уведомления он не получит. По телефону вам также никто ничего не скажет – нужно только приходить на личный прием и беседовать с регистратором. У последнего следует получить как можно больше информации на тему того, что делать дальше – куда писать, что собирать и как нести. Гарантии получить вразумительный ответ нет, а в очереди посидеть придется – поскольку принимают только 50 человек, с первого раза к госрегистратору удается попасть не всегда.

А консультанты кто?

Консультации, прием документов – песня отдельная. В Симферополе (по адресу б. Франко, д. 25) работают откровенно некомпетентные специалисты, которые дают рекомендации, но ответственности за них не несут – помогут или нет, они не знают, а клиент уже использует советы или нет на свое усмотрение. Непрофессиональный подход просматривается и в не совсем адекватных действиях – так, при совместной долевой собственности принимать документы для постановки объекта недвижимость на кадастровый учет с перерегистрацией нельзя, пока нет техплана, но такие бумаги принимают, причем очень активно. А что потом? Разумеется, отказ без возможности возврата денег, отданных за предоставление услуги. При этом чисто теоретически заявитель новый технический план на объект украинской регистрации делать не должен, но формально оказывается, что должен – далее отказы и дополнительный заработок кадастровых инженеров и прочей кадастровой «мафии».

Крымский Госкомрегистр генерирует социальную напряженность

В Госкомрегистре после отказа в проведении процедуры регистрации требуют подавать новое заявление – с уже исправленными документами. Затем, правда, история повторяется, поскольку первое заявление и ранее приложенные к нему документы направляются в архив, а ведь речь идет об уже учтенном ранее объекте. Разумеется, дело касается коррупции и лишней работы для сотрудников Госкомрегистра, а также новых расходов заявителей, необходимых для подготовки очередного пакета копий бумаг, бесконечных выстаиваниях в очередях. Откуда такой гнев со стороны простых смертных? Все легко объясняется – при регистрации прав на объект недвижимости, который ранее уже был учтен, должен использоваться совершенно другой порядок.

Бесплатный сыр…

Теперь о вранье властей Крыма на счет бесплатности постановки объектов недвижимости на кадастровый учет и перерегистрации прав. И проблема здесь не только в необходимости заказывать новые техпланы (каждый от 6 тысяч рублей), а в том, что украинские правоустанавливающие документы обычно содержат данные об общей площади домовладения или жилой для жилых строений. Сведений о внутренней площади помещений, размерах пристроек, тамбуров, хозпостроек зачастую попросту нет, поскольку они прописывались в технических паспортах, которые госрегистраторы (особенно в случае с долевой собственностью) рассматривать не любят. Владелец идет в суды, к нотариусу в надежде заполучить соответствующие сведения, но безуспешно – их там нет, требуется оценка и составление новой документации (разумеется, не бесплатное).

Случаи, когда судьи говорят заявителям о том, что требования госрегистароров неадекватны, не единичны – проблема в том, что план дальнейших действий не ясен. Регистраторы не остаются в долгу и начинают обвинять в некомпетентности судей – круг замыкается, и пока вышестоящие круги выясняют отношения, крымчане остаются ни с чем. Заявитель остается крайним – амбиции госслужащих далеко не всегда оправданы, но у чиновников есть все средства, чтобы стоять на своем, которых нет у заявителя. Конечно же, в данной ситуации помочь может только новый порядок перерегистрации прав, который будет четко прописан и который начнут строго соблюдать.

Это нечестно!

Крымчане голосовали за независимость Крыма и то, чтобы присоединиться к России, но никак не за введение нового порядка оформления прав на недвижимость. Поэтому они не обязаны бегать от одного регистратора к другому, причем совершенно безуспешно – регистратор сам должен запрашивать разъяснения в органах, оказывать консультационную, правовую помощь заявителю и делать все возможное для скорейшего проведения процедуры. На практике, правда, все оказывается зачастую совсем по-другому – помощи нет, трудности создаются, отсылка производится к украинским законам, которые теперь уже не имею никакого смысла.

Крымский Госкомрегистр генерирует социальную напряженность

 

 

На фоне происходящих изменений начались судебные распри между совладельцами – оказалось, что почти все дворы на ЮБК сплошь общие. Именно поэтому сейчас очень нужны серьезные изменения на уровне Госсовета с подготовкой нового закона, который устранит спорные ситуации, возникающие в ходе перерегистрации прав, в том числе при долевом владении. Процедура должна проводиться на основании расшифровок площадей в соответствие с украинскими техпаспортами – а этого пока что нет.

Продолжение материала следует. Другие полезные новости по теме вы найдете тут.